МАОУ "ЛИЦЕЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ И УПРАВЛЕНИЯ
______________________________________________________________
429330, Чувашская Республика, город Канаш, ул. О. Кошевого, дом 3, телефон: 8(3533)2-19-95; e-mail: gsiu.liceum@gmail.com
Главная страница Приветствую Вас Гость Регистрация | Вход
ГРАФИК РАБОТЫ, РАСПИСАНИЯ, ЗВОНКИ, УЧЕБНЫЙ РАСПОРЯДОК
00:00:00
Главная » 2018 » Июль » 15 » Чему нас не учат на уроках русского языка
12:19
Чему нас не учат на уроках русского языка

Некоторые мои товарищи и сверстники недоумевают: как меня может вообще интересовать такая скучная материя, как русский язык?

 

Они говорят: "Это же просто набор правил, причем, не всегда понятных, не всегда логичных, в которых сам черт ногу сломит. Ну запомнишь ты, что говорить надо «мусоропровОд», и что? Что за счастье?

 

Зачастую русский язык ассоциируется, как набор исключений, табличек, схем и запретов, а лингвист как злобный блюститель норм, который тяжелым словарем "дубасит" по голове «нарушителей».

 

Как мне кажется, воспитано это представление именно школой. С самого первого класса, с "зубрёшки" правил, написания псевдоизложений и полного игнорирования областей языкознания, которые бы мы могли применяли в жизни (практические зания). Кому-то везет (спасибо нашим учителям, что мы в числе таких "счастливчиков"), и ему попадается словесник, предпочитающий примитивному заучиванию правил нормальный разговор с учениками, развивающий их речь, обогащающий словарный запас, способный научить тому, как правильно выражать свои мысли.

 

Мне действительно стало интересно узнать мнение специалистов (лингвистов, педагогов и даже врачей): чему, на их взгляд, не учат в школе на уроках русского языка? Чего не хватает? А может быть, необходима кардинальная смена системы преподавания этого предмета? И вот точки зрения, которые мне удалось найти на просторах интернета, в газетных статьях и пособиях:

 

Максим КРОНГАУЗ , директор Института лингвистики РГГУ: – Если совсем коротко, то в школе в основном учат правильно писать и почти не учат говорить, то есть использовать язык по назначению. И еще. Важно не только, чему учат, но и как. Жутко скучно учат. А ученики должны в первую очередь уметь понимать чужие тексты и порождать свои тексты разных жанров – от письма до рецензии.

 

Игорь МИЛОСЛАВСКИЙ, профессор МГУ, автор книги для старшеклассников и пособия для учителей «Как мысли высказать себя»: – В наших школах в качестве цели выступает изучение орфографии и пунктуации. И все подчиняется этой цели. На деле же получается, что школьники не в состоянии нормально выразить свои мысли, сформулировать что-то, чтобы их адекватно поняли. И тут не заплату надо ставить, тут фундамент надо менять. Надо обучать школьников коммуникативным навыкам.

 

Яна ПОЛЕЙ, логопед высшей категории: – Школам сейчас нужна логопедическая помощь. На уроках русского языка и литературы совершенно не отрабатывается интонация, ей не уделяется никакого внимания. В результате ко мне на прием приходят старшеклассники, которые просто стесняются говорить! У них тусклая, нечеткая речь, они не могут выразить свою мысль. В младших классах продолжается советская практика «снятия» показателей скорости чтения, из этого делают какое-то шоу, в результате у ребят возникают комплексы. Все это не приносит никакой пользы. На уроках русского языка у нас очень мало играют со словом. Дети не знают поговорок, не могут объяснить значения фразеологизмов. Все это очень грустно. Хорошо было бы ввести на уроках что-то типа фонетической зарядки, это было бы полезно.

 

Ольга КРАЕВА, директор некоммерческой организации «Школа вузов», занимающейся подготовкой к ЕГЭ и поступлению в высшие учебные заведения, педагог с 40-летним стажем: – Я в школе 40 лет, конечно, за эти годы многое пришлось пересмотреть. У нас в системе преподавания русского языка все еще много проблем. В начальных классах дети еще не умеют анализировать, обобщать, поэтому в заучивании правил нет ничего страшного. Но чем старше становится ученик, тем нужнее язык высокого уровня, надо учить детей думать. А у нас в 10–11 классах всего два часа и бесконечная подгонка правил к ЕГЭ, натаскивание. Творчество сведено к минимуму, а именно его и надо было бы развивать. Надо приучить детей пользоваться языком как инструментом. Сейчас для школьников самое сложное задание – это написать сочинение. Те задания, которые представлены в ЕГЭ, приучают писать сочинения по шаблону, картонным языком. Как результат мы имеем нелюбовь школьников к русскому языку, непонимание его богатства, безграничных возможностей…

 

Фрида ЮГАНОВА, учитель русского языка и литературы Центра образования №1811: – На уроках русского языка недостает самого русского языка. Придумывают всякие правила для заучивания правил. А поговорить?.. А поговорить на уроках словесности часто действительно бывает не с кем, тем более когда все заняты заполнением таблиц и расстановкой галочек в тестах. Когда «арифметикой по сини небесной…» любить как-то не получается.

 

Думаю, многие согласятся с мнением, представленным выше, возможно, что-то возьмут на заметку. Вывод один:есть над чем задуматься, есть над чем работать, а значит этими будем заниматься!

Категория: Николаева Юлиана | Просмотров: 117 | Добавил: juliana | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Copyright MyCorp © 2021 uCoz