МАОУ "ЛИЦЕЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ И УПРАВЛЕНИЯ"
429330,Чувашская Республика, г. Канаш, ул. О. Кошевого, 3: телефон: 8(3533)2-19-95; e-mail: gsiu.liceum@gmail.com
Приветствую Вас Гость Регистрация
_____________________________________________________________________________
Уважаемые обучающиеся, родители и социальные партнеры Лицея.
В настоящее время Лицей работает в особом санитарном режиме, обеспечивающем условия профилактики и предотвращения распространения коронавирусной инфекции (COVTD-19).
По всем вопросам просим звонить по телефону 2-19-95 (8(3533)2-19-95)
Дополнительная оперативная информация на странице лицея в социальной сети "ВКонтакте"
Время идет быстро.

ГРАФИК РАБОТЫ, РАСПИСАНИЯ, ЗВОНКИ, УЧЕБНЫЙ РАСПОРЯДОК
00:00:00
Главная » 2018 » Декабрь » 15 » Аллюзии в произведениях Тургенева. Христианские мотивы реминисценций и аллюзий в творчеств
23:14
Аллюзии в произведениях Тургенева. Христианские мотивы реминисценций и аллюзий в творчеств

Есть ли хоть один писатель, который писал бы без опоры на другие источники? Образ, мысль, сюжет - всё повторяется из раза в раз, тянется нитью Ариадны, от одного писателя к другому. Едва ли это плагиат или подражание великим творцам, нет, дело в том, что всё от библейских сюжетов, до бытовых ситуаций ни при каком раскладе не может иметь однозначной трактовки. Восприятие человеком тех или иных вещей зависит от личного опыта, воспитания и социального положения, при этом часто возникают переклички между литературой и реальным событиями, сюжетами одного автора и их пониманием другим автором. В литературе этот процесс называют реминисценцией. Наиболее часто нам встречается такой аспект реминисценции, как аллюзия, то бишь аналогия или намёк на литературный, исторический или политический факт, закреплённый в речевой культуре. Аллюзию легко распознать по наличию крылатых фраз или цитат, почерпнутых из классических произведений. За примером далеко ходить не надо, среди русских авторов - классиков есть один из признанных мастеров реминисценций и аллюзий - Иван Сергеевич Тургенев.

Специфичность его творчества, ориентированного на грамотных, образованных читателей с большим кругозором, вряд ли признает хоть один из учителей русского и литературы. Однако, в работах Тургенева аллюзии ищут и находят их в системе персонажей, в совокупности действий и в сюжете в целом. Легко находятся отсылки на Пушкина, Шекспира и даже Сервантеса. Большинство встретившихся мне аллюзий было связано с христианскими мотивами, несмотря на то что Тургенев, как известно, не принадлежал к числу религиозных фанатиков. Но в XIX веке религиозное мировоззрение усваивалось от рождения. Да и куда от этого денешься, когда среда оказывает такое мощное влияние в формировании и воспитании. Случайно ли Тургенев наделяет Покровского (роман “Рудин”) чертами Иисуса Христа, как наставника? Герой снабжен всеми чертами христианского идеала, обладает чистой, высокой душой, имеющей влияние на сердца окружающих. Чем не Христос?

 

Ко всему прочему, у него были последователи, его ученики, нашедшие путь к смирению. И это не единственный пример. Ни для кого не секрет, что, возможно, именно от христианства Тургенев воспринял представление о той особой роли, которую страдание может оказать на духовное развитие личности. У Тургенева страдают все.В целом, читать Тургенева достаточно сложно именно из-за этого. У всех героев роковая судьба, все они страдающие и гибнущие люди. Это легко объясняется их религиозной мотивацией. С позиции религии страдание-это приближение к Богу через униженность: кто страдает, тот понимает своё ничтожество, а так же признает могущество и благость Бога. Конечно, не все герои Тургенева приходят к положительным переменам, но каждого из них страдание ведёт к смирению, через которое они получают шанс на счастливый конец. Даже Базаров, непримиримый в своем нигилизме, испытывает перемены. Хотя здесь уже другой уровень аллюзий, другая тема. Базарову приходится смиряться: смиряться с тем, что Одинцова его не любит; с тем, что его ждёт смерть; с тем, что он никому не нужен в своем нигилизме. Но Тургенев подчеркивает, что именно смирение делает его лучше, добрее, человечнее. Весьма характерно, изображается Елена Стахова. Описывая детство своей героини, писатель подробно рассказывает о её дружбе с нищенкой Катей. Он рассказывает, что Елена возвращалась домой и долго потом думала о нищих, божьей воле; думала о том, как она вырежет себе ореховую палку, наденет сумку, и убежит с Катей, как будет скитаться по дорогам в венке из васильков. Блаженны нищие-аллюзия прямая и закономерная. Тургенев проиллюстрировал болезненное стремление людей к отказу от своего привилегированного положения, которое побуждало их к страданию, к унижению и всему тому, что находит своё наиболее адекватное выражение в религиозном чувстве. В любом романе Тургенева мы можем отыскать следы реминисценции, а иногда и прямую аллюзию, на тему заблудшей души. Та же Елена-типичая ;блудная дочь; своего времени, которая никак не может вернуться к родному порогу. По натуре, по характеру Елена принадлежит к такому типу личности, которому чужд мир обычной, обыденной жизни. Сам Тургенев пишет, что ее душа билась, как птица в клетке, а клетки не было: никто не стеснял её, никто не удерживал, а она рвалась и томилась. Так получается, что и идти то некуда, а значит остается одна дорога, к Богу, куда она и стремиться. Не нужно забывать, что Тургенев, как западник, всегда подчеркивал идеалы гуманизма, стремление к свободе и независимости, умеренный гедонизм и ценность любви, как ключа к счастью. Так же существует поток аллюзий, связанных с понятием греха. Тургенев находит греховность даже в Лизе Калитиной, ищет в ней зародыши зла. Словно наталкивает читателя на вечное признание первородного греха, где ;человек грешен уже только за то, что он человек». Именно ощущение греха позволяет понять порыв человека к святости. Злые или греховные чувства могут быть совершенно незначительны сами по себе. И лишь сознание христианина как бы наводит на них увеличительное стекло, придаёт им огромное значение и старается искоренить их в момент зарождения. Наличие аллюзий-еще одно доказательство глубокого замысла произведений Тургенева, написанных не для народа, а для равных себе. Хотя реминисценция и упрощает текст для читателя, позволяя заглянуть в самые темные уголки души героев, русский мужик вряд ли поймет.

Категория: Николаева Полина (Spikе) | Просмотров: 68 | Добавил: Press_Polina | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Copyright MyCorp © 2020 uCoz