МАОУ "ЛИЦЕЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ И УПРАВЛЕНИЯ"
429330,Чувашская Республика, г. Канаш, ул. О. Кошевого, 3: телефон: 8(3533)2-19-95; e-mail: gsiu.liceum@gmail.com
Приветствую Вас Гость Регистрация
_____________________________________________________________________________
Внимание! Уважаемые обучающиеся, родители и социальные партнеры Лицея, в настояще время мы работаем в особом санитарном режиме, обеспечивающем условия профилактики и предотвращения распространения инфекции (COVTD-19).
Время идет быстро: 
__________________________________________________________________
По всем вопросам просим звонить по телефону 2-19-95 (8(3533)2-19-95)
ГРАФИК РАБОТЫ, РАСПИСАНИЯ, ЗВОНКИ, УЧЕБНЫЙ РАСПОРЯДОК
00:00:00
Главная » 2019 » Январь » 17 » «Совесть не только ангел-хранитель человеческой чести, но и рулевой его свободы»
12:14
«Совесть не только ангел-хранитель человеческой чести, но и рулевой его свободы»

Международный конкурс творческих работ старшеклассников

«Идеи Д.С. Лихачева и современность»

ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА

«Совесть не только ангел-хранитель человеческой чести, но и рулевой его свободы»

PDF- версия работы для скачивания и подробного ознакомления

Аннотация

Работа «Совесть не только ангел-хранитель человеческой чести, но и рулевой его свободы» была, как исследование, была подготовлена к Международному конкурсу творческих работ старшеклассников «Идеи Д.С. Лихачева и современность»

Предметом работы является цитата Дмитрия Сергеевича Лихачёва «Совесть не только ангел-хранитель человеческой чести, — это рулевой его свободы, она заботится о том, чтобы свобода не превращалась в произвол, но указывала человеку его настоящую дорогу в запутанных обстоятельствах жизни...», представляющая собой из работы мыслителя «О русской интеллигенции»

Цель исследования- сопоставительный анализ мнения Дмитрия Сергеевича Лихачёва и её актуальности в современном мире. Как гипотеза исследования была определена мысль, что интеллигенция общества является примером для подражания, а совесть, которой руководствуется эта самая интеллигенция, обеспечивает справедливость выбора, являющейся путеводной звездой человека.

Работая над материалом, я постаралась изучить мнение Д.С. Лихачёв об устоях и правилах нравственности. Мне удалось выявить и понять, что он воспринимал совесть как начало социального контроля, а именно самоконтроля. Кроме того, я попыталась определить мнение молодёжи о существующей системе ценностей и приоритетов и выявить их отношение к понятию «совесть»., а также сопоставить их мнение с мнением старшего поколения В результате, определилось, что во всех возрастных группах присутствует понимание и принятие точки зрения Лихачева на совесть как внутренний измеритель правильности бытия, определения гармоничности личности.

В итоге, опираясь на результаты исследования, мне удалось подтвердить заявленную гипотезу и убедиться в том, что в нашем обществе совесть обеспечивает справедливость выбора, являющейся путеводной звездой человека. Кроме того, я сформулировала для себя убеждение, что личность Д.С. Лихачёва сегодня стала не только научным, но и моральным примером человека и гражданина. В пору всеобщего смятения умов академик Лихачёв стал олицетворением идеи служения вечным, абсолютным ценностям. А его мысли о том, человека нужно воспитывать не извне- человек должен воспитать себя из себя. Он должен не усваивать истину в готовом виде, но всей своей жизнью быть приближен к выработке этой истины.

«Совесть не только ангел-хранитель человеческой чести, — это рулевой его свободы, она заботится о том, чтобы свобода не превращалась в произвол, но указывала человеку его настоящую дорогу в запутанных обстоятельствах жизни...»

Введение

Совесть- это одно из важнейших критериев оценивания человека и человеческой души. Именно от наличия или отсутствия совести, как мне кажется, и зависит отношение к тому или иному субъекту общественного взаимодействия. Общество представляет собой институт, который неизбежно устанавливает правила и требует от членов группы их соблюдения. А вот то, как человек их соблюдает: добросовестно, честно или нарушая- зависит от личностных характеристик отдельного субъекта, от его воспитания, от того, есть у него совесть или нет.

Безусловно, совесть лежит в основе репутации человека, в основе его чести. Бесчестный поступок всегда сопровождается осуждением общества. Как часто, особенно в современном мире, мы слышим «Бессовестный человек!» О ком так говорят? О том, кто не оправдал чьих-либо ожиданий или о том, кто поступил в несоответствии определённых моральных или даже юридических норм? Совесть понятие очень широкое. Каждый вкладывает в него свой смысл.

Для меня, совесть- это внутренний голос, который руководит человеком и определяет рамки дозволенного и запрещённого. Ожегов трактует термин как чувство нравственной ответственности за своё поведение перед окружающими людьми. Стоит отметить, что слова «совесть», «честь», «нравственность» можно назвать взаимодополняющими. В последующем рассуждении на данную тему, я так же буду ими апеллировать. Выбранная мной тема, подвергалась множеству дискуссий. Каждая эпоха характеризовалась своим мнением на данный счёт. Так, Дмитрий Сергеевич Лихачёв, современник советской власти, писал: «Совесть не только ангел-хранитель человеческой чести, — это рулевой его свободы, она заботится о том, чтобы свобода не превращалась в произвол, но указывала человеку его настоящую дорогу в запутанных обстоятельствах жизни...» Данная цитата и есть предмет моей творческой работы. Изучая материал по биографии Лихачёва, мне удалось выяснить, что цитата есть фрагмент из работы Дмитрия Сергеевича «О русской интеллигенции». Так как творческая работа направлена на изучение мыслей гражданина XX века и нахождение ей места в современности, мне бы хотелось рассмотреть современную российскую интеллигенцию на примере одной из глобальных проблем и обратить полученную мной информацию к высказыванию Лихачёва. Проблема, о которой я упомянула, как мне кажется, напрямую связана с наличием или отсутствием совести и честности у той или иной группы лиц, а также у отдельного индивида. Кого можно считать интеллигенций? Так ли честна интеллигенция нашего времени? Говорит ли наличие совести о свободе выбора человека? Для того, чтобы дать ответы на заданные самой себе вопросы, я посчитала нужным провести небольшое исследование, чем я и занялась. Объектом исследования является совесть человека, как источник нравственности и гуманизма в обществе. Предметом исследования я выделила совесть русского интеллигента в современной России, как идейного вдохновителя и образца достойного поведения. Цель исследования- сопоставительный анализ мнения Дмитрия Сергеевича Лихачёва и её актуальности в современном мире. Гипотеза нашего исследования заключается в том, что интеллигенция общества является примером для подражания, а совесть, которой руководствуется эта самая интеллигенция, обеспечивает справедливость выбора, являющейся путеводной звездой человека.

Для более подробного анализа, мною было выделено несколько задач:

1. Произведение анализа точки зрения Д.С. Лихачёва, которая была опубликована в его работе «О русской интеллигенции», для того чтобы сформулировать собственное мнение на этот счёт;

2. Рассмотреть затронутую проблему с позиции экономического вызова XXI века (проблема коррупции);

3. Осуществление сопоставительного анализа мнения Дмитрия Сергеевича и положения одной из общественных ценностей- совести;

4. Проведение опроса среди представителей молодёжи и представителей старшего поколения, основываясь на уже проделанной работе;

1. Лихачёв об устоях и правилах нравственности.

Для более точной передачи информации мне бы хотелось использовать фрагмент из книги Д.С. Лихачёва «О добром и прекрасном». Книга состоит из 46 писем, и вот отрывок одного из них: «К интеллигенции, по моему жизненному опыту, принадлежат только люди свободные в своих убеждениях, не зависящие от принуждений экономических, партийных, государственных, не подчиняющиеся идеологическим обязательствам. Основной принцип интеллигентности - интеллектуальная свобода, свобода как нравственная категория. Не свободен интеллигентный человек только от своей совести и от своей мысли. Меня лично смущает распространенное выражение "творческая интеллигенция", - точно какая-то часть интеллигенции вообще может быть "нетворческой". Все интеллигенты в той или иной мере "творят", а с другой стороны, человек пишущий, преподающий, творящий произведения искусства, но делающий это по заказу, по заданию в духе требований партии, государства или какого-либо заказчика с "идеологическим уклоном", с моей точки зрения, никак не интеллигент, а наемник». Иными словами Лихачёв не находил интеллигента бессовестным. А в противном случае- он вовсе не интеллигент. Данная точка зрения имеет место быть и сегодня. В современном мире, когда государство обеспечивает полную свободу, важно помнить, что совесть- это единственное, что способно защитить честь от всего, что может её замарать. На эту тему так же точно высказался Булат Окуджава «Совесть, благородство и достоинство — вот оно, святое наше воинство». Этими словами Б. Окуджавы можно охарактеризовать внутренний облик Лихачёва. Дмитрия Сергеевича всегда отличала четкая гражданская позиция во всех его деяниях. Лихачёв писал: «Честь, порядочность, совесть — это качества, которыми дорожить нужно так же, как мы дорожим своим здоровьем, ибо без этих качеств и человек — не человек». Убеждения Дмитрия Сергеевича, его принципы в искусстве, в литературе и в жизни были поистине гуманны. Велика была его нравственная сила. И нравственный его вызов. Обычно, когда говорят и пишут о Д.С. Лихачеве, все разговоры переводятся в план морально-этический. В этом есть свой резон: Дмитрий Сергеевич для многих стал иконой, олицетворением лучших моральных черт русской интеллигенции. Его называли «совестью нации», и не зря! Лихачёв давно стал символом научного и духовного просвещения, мудрости и порядочности. 2. Совесть как начало социального контроля, а именно самоконтроля. Для начала дадим определение социального контроля. Социальный контроль- это механизм регуляции отношений индивида и общества с целью укрепления порядка и стабильности в социуме. Он подразделяется на внутренний и внешний. Внешний подразумевает контроль: - со стороны общества, его ещё называют неформальным, то есть поведение человека, принятие им решения объясняется его страхом осуждения и критики со стороны окружающих (родственников, друзей, коллег); - со стороны государства, то есть формальный контроль, он основан на поддержке действующих социальных институтов, таких как: армия, суд, средства массовой информации. Другими словами, общественное мнение и инструменты, которыми пользуется государство, являются ограничителями полной вседозволенности, они устанавливают рамки разрешённого и запрещённого. Второй формой социального контроля является внутренний контроль или самоконтроль. То есть индивид самостоятельно регулирует своё поведение, согласовывая его с общепринятыми нормами. Человек осуществляющий самоконтроль, руководствуется тем, что в случае недобросовестного отношения к тому или иному роду деятельности его будет мучить чувство вины или чувство стыда. Но то о чём я сказала в предыдущем предложении свойственно только тем людям, в чей перечень основных ценностей и качеств входит совесть. Совесть и есть контроль собственных мыслей и действий. Одна из главных идей Лихачёва состояла в том, что человека нужно воспитывать не извне — человек должен воспитать себя из себя. Он должен не усваивать истину в готовом виде, но всей своей жизнью быть приближен к выработке этой истины. Это на прямую говорит об убеждённости Дмитрия Сергеевича в том, что наиболее эффективная борьба с существующими проблемами возможна в том случае, если каждый в отдельности делает всё от него зависящее. В современном мире, всё чаще говорят о принятии новых реформ, создаётся большое количество специальных организаций для осуществления социального контроля, такие как: Федеральная служба безопасности, Счётная палата Российской Федерации и другие. Но нет никакой уверенности, что индивиды, входящие в эти структуры сами честны перед законом и перед народом. На этой почве возникает конфликтная ситуация между населением и властью. Сейчас я говорю о том, что представители народа и люди, которые обязаны защищать их интересы не всегда руководствуются совестью. Речь идёт об одной из глобальных экономических проблем- коррупции. Сегодня коррупция приобрела международный характер. Это социальное зло, это социальная бессовестность некоторых членов общества- проблема одинаково актуальная как для развитых государств, так и для государств с более низким уровнем экономического развития. Организационными факторами, способствующими коррупции, выступают: неоправданное численное увеличение государственного аппарата, высокое число контролирующих органов, непрозрачность и не подотчетность деятельности государственных органов, слабая профессиональная подготовка и толерантное отношение к коррупции самих государственных служащих на всех уровнях власти. К сожалению, коррупция становится распространенным фактом, а не исключением, в том числе и среди политической, правящей и экономической элиты. Это то о чём говорилось мной раньше, наша элита, наша современная интеллигенция забывает о том, что совесть- показатель воспитанности и образованности. Как мне кажется, в этом проявляется интеллигентность человека. Трудно бороться с коррупцией в обществе, где законодатель почти всегда вынужден быть праведнее гражданского населения, объявляя преступлениями то, что стало социальной привычкой, явлением. Журнал «New Scientist» обобщил выводы нескольких исследований о причинах коррупции. Ученые наглядно показали, при каких обстоятельствах умные, здравомыслящие люди могут становиться коррупционерами. И хотя готовых рецептов для борьбы с этим злом не предлагается, с помощью своих изысканий они пытаются хотя бы разобраться в том, почему противозаконное и аморальное поведение настолько распространено в мире. Большинство людей считают себя довольно честными, предполагая, что такие неприятные понятия, как «коррупция», относятся к кому-то другому, но уж точно не к ним. По-моему, честность перед самим собой, умение признавать собственные ошибки, сожалеть о плохом поступке свидетельствует о наличии совести. Человек, стоящий перед выбором, как всем известно, руководствуется или разумом, или чувствами. Так вот совесть, анализ возможных последствий оберегает человека от поспешных действий, «указывает настоящую дорогу в запутанных обстоятельствах жизни». Современные учёные попытались составить портрет типичного коррупционера, и вот к какими получились итоги: исследования выявили, что коррупционеры, как правило, - это активные, энергичные, инициативные люди. Они очень коммуникабельны, они невероятно эмоционально устойчивы, в том числе в очень стрессовых ситуациях, они готовы много работать. 84% взяточников- это люди с высшим образованием. У них есть семья, дети. Типичный коррупционер, как правило, не злоупотребляет спиртным, не принимает наркотики, не имеются к нему претензии в бытовом плане, он не нарушает общественный порядок. Это ещё раз доказывает, что только совесть, и ещё раз- совесть делает человека интеллигентным. Совесть способна остановить человека от совершения подобного рода преступлений. И в целом от мыслей о преступлении. Но стоит отметить, что признаться самому себе и честно обозначить причины критической ситуации удаётся не каждому. Об этом с уверенностью можно сказать, изучив статистику. Так генпрокуратура указывает, что всего лишь треть осужденных по статьям, которые связаны с коррупцией, признаются, что их побудило к этому низкое материальное обеспечение. Но корыстная мотивация все равно для них доминирующая. Просто они бы хотели жить еще лучше, чем тот уровень жизни, который они могут себе позволить. Но при этом только четверть коррупционеров признают, что именно низкие моральные качества толкают их на этот путь. Какая малая часть признаёт свои ошибки! Мне кажется, это- люди, осознавшие всю серьёзность содеянного и люди, чья совесть проснулась, но к сожалению, уже после совершения ими противоправного деяния. Зачастую муки совести приносят больше боли чем наказание юридическое. Но стоит помнить о том, что общественная ситуация зависит от каждого в отдельности. От воспитанности, от образованности, от наличия у каждого члена общества совести, от их честности в первую очередь перед самим собой и перед окружающими, от всех факторов, формирующих внутренний контроль человека. А уже множество индивидов являются составляющими единого механизма. Действительно верно высказался Дмитрий Сергеевич о том, что человек сам себя изнутри программирует и настраивает. «— Я верю в волю человека. От нас зависит, станем мы проводниками добра или не станем. Нас ждет то, что мы сделаем сами, потому что таких законов, которые бы вели нас по строго определенному пути и не давали никуда отклониться, в истории нет». 3. Характеристика взглядов молодёжи о существующей системе ценностей и приоритетов. Нами было проведено социологическое исследование, направленное на изучение, а далее на формулировку сопоставительного анализа взглядов молодого и старшего поколения. Мы понимаем, что идентичность схемы поведения не могут быть навязаны сверху, не могут быть построены на основе идеологической монополии. Важно осознание каждым её необходимость, важно ощущать потребность в высоком уровне морального сознания каждого члена общества. Мы предложили 16-ти обучающимся старших классов и 16-ти представителям зрелого и пожилого возрастов (ими стали учителя и родители и бабушки, дедушки обучающихся) для анализа цитаты известных философов, мыслителей и деятелей культуры разных эпох, а также представили их вниманию афоризм Дмитрия Сергеевича Лихачёва, над которой я рассуждаю:

«Без совести и при большом уме не проживешь» (М. Горький)

«Голос совести всегда можно отличить от всех других душевных побуждений тем, что он требует всегда чего-то бесполезного, неосязаемого, но прекрасного и достижимого одним нашим усилием. Этим отличается голос совести от голоса славолюбия, который часто смешивается с ним» (Л. Толстой)

«Забвение своих собственных прегрешений порождает бесстыдство» (Демокрит)

«Совесть не только ангел-хранитель человеческой чести, — это рулевой его свободы, она заботится о том, чтобы свобода не превращалась в произвол, но указывала человеку его настоящую дорогу в запутанных обстоятельствах жизни...» (Д. Лихачёв)

Нами были заданы ряд вопросов:

1. Имеет ли место быть сегодня тема, о которой говорили многие философы?

2. Весомая ли разница между интеллигенцией прошлых поколений и интеллигенцией XXI века?

3. Является ли совесть фактором, от которого должен зависеть человек, делая выбор?

4. Основной принцип интеллигентности - интеллектуальная свобода, которая многое позволяет, но не доводит дело до произвола?

И представлено несколько вариантов ответа:

Безусловно «да»; Скорее «да», чем «нет»; Скорее «нет», чем «да»; Безусловно «нет»; Не задумывался(-ась) или не интересует.

Анализируя результат опроса. мы наглядно увидели что по отношению к первому вопросу «Имеет ли место быть сегодня тема, о которой говорили многие философы?» большинство респондентов убеждено в том, что тема совести и честности очень важна в современном мире. Двадцать три человека из тридцати двух опрошенных считают, что проблематика темы нравственности извечна, то есть ею интересовались, интересуются и будут интересоваться; такой ответ понятен, ведь общество всегда строит идеалы на основе предыдущих эпох. Вообще не интересующихся всего два человека – это примерно одна пятая часть опрошенных, данный показатель вполне объяснимый, всегда есть категория безучастных и пассивных субъектов Что касается второго вопроса «Весомая ли разница между интеллигенцией прошлых поколений и интеллигенцией XXI века?» мы можем сделать вывод, около одной третьи опрошенных не задумывались на данную тему. Примерно такому же показателю равно количество респондентов, считающих, что существует разница между группой лиц одного положения, но разного временного периода. Так же стоит отметить, что все 11 человек (категория, не задумывающаяся над этой темой), являлись представителями молодёжи (обучающиеся 10 и 11 класса Лицея), а 10 человек опрошенных, чьей точкой зрения было то, что есть весомое различие между поколениями интеллигенции- представители зрелого и пожилого возрастов. Так же некоторые из этой возрастной категории не дали однозначного ответа, и высказались о том, что разница скорее есть, чем её нет. Незначительная часть опрошенных считает, что со времён интеллигенции предшествующих эпох не произошло кардинальных изменений, и современная элита общества схожа с той элитой. Статистика этого вопроса, вполне нас устроила, поскольку обществу свойственно меняться, развиваться и идти к чему-то новому. Главное, чтобы все новшества современности позитивно сказывались в будущем, чтобы молодое поколение помнило о том, что всегда нужно «оставаться человеком» и самая основная путеводная звезда к совершенству- совесть! Анализируя ответы на третий вопрос «Является ли совесть фактором, от которого должен зависеть человек, делая выбор?», мы можем заметить, что люди, вне зависимости от возрастного ценза считают совесть ограничителем полной свободы. Они поддерживают позицию Дмитрия Сергеевича, что только совесть может спасти свободу от перехода её в произвол. Абсолютное большинство убеждено, что человек, совершая то или иное действие опирается на собственную совесть, на свой внутренний голос, производя тем самым внутренний контроль- самоконтроль. Такие результаты не могут не радовать, ведь они свидетельствуют о человечности, о воспитанности как старшего, так и современного поколений людей. О результатах заключительного вопроса «Основной принцип интеллигентности- интеллектуальная свобода, которая многое позволяет, но не доводит дело до произвола?» можно сказать следующее: большая часть опрошенных не может дать однозначный ответ. Скорее всего о нём просто не задумывались, а сконцентрировались скорее уже на момент дачи ответа, опираясь на социальный опыт. Признаться, честно, я и сама, до момента написания творческой работы не размышляла о свободе интеллигенции и о самих возможностях этой свободы распространяться в рамках социального равенства населения. Подводя итог нашего исследования среди старших школьников и представителей зрелого и пожилого возрастов, нельзя не заметить, что совсем не многие давали отрицательную характеристике или категоричные ответы. Респонденты больше склонялись к тому, что интеллигенция представляет высшее общество, и оно должно соответствующим образом себя вести. В первую очередь заботиться о своей репутации и о репутации людей, чьи права они берут под свою защиту. Население искренне надеется на благополучную обстановку в затронутой нами области- уровне морального воспитания. Потому что совесть- это то, от чего не убежишь, что остаётся с тобой, это свидетель всех поступков человека, и она (совесть) работает как будильник, напоминая человеку о его хороших или плохих деяниях. Если они хорошие, то внутренний голос будет подсказывать «Моя совесть чиста», а если нет, то человек не сможет найти гармонию внутри себя в момент пробуждения совести в его душе. Заключение Завершая и подытоживая, хочется ещё раз напомнить о том, что идеи, поднимаемые Лихачёвым, являются неотъемлемой частью современного общества. Темы его писем, новелл, эссе, раздумий, афоризмов, являются актуальными и по сей день. Многие представители современной молодёжи интересуются творчеством Дмитрия Сергеевича, и даже руководствуются его советами и обращениями, которые он «завещал» нам- его последователям. Страницы русской истории знамениты своим разнообразием, своей неординарностью. В русской истории немало людей, которыми гордится наше Отечество, которых помнит наш народ и труды которых помогают людям спустя десятилетия, а то и столетия. Одним из таких Великих людей является Дмитрий Сергеевич Лихачёв, чьи работы актуальны для всего мирового сообщества, чьи работы популярны за рубежом, чьи афоризмы активно используются в повседневной жизни. О роли этого человека высказывалось множество таких же как он Великих людей: Булат Окуджава, Д.И. Менделеев, В.В. Путин и многие другие. Дмитрий Сергеевич является человеком, который говорил о сложном- просто, о необъяснимом- доступно и понятно. Наверное, в этом и заключается его уникальность! Очень много своих работ Лихачёв посвятил российскому юношеству. Он олицетворяет истинного наставника молодёжи, обращая внимание на нравственное воспитание детей. Слова: «совесть», «честь», «интеллигентность», «порядочность», «искренность», «справедливость» являются смыслом жизни для Дмитрия Сергеевича. Он убеждён, что подрастающему поколению необходимо прививать любовь ко всему окружающему, он стремится к тому, чтобы дети именно умели любить, верили, ценили, уважали окружающих, но в то же время умели отстаивать. Личность Д.С. Лихачёва сегодня стала не только научным, но и моральным примером человека и гражданина. В пору всеобщего смятения умов академик Лихачёв стал олицетворением идеи служения вечным, абсолютным ценностям. Среди них и совесть. Эта тема, которой было посвящено моё исследование, моя творческая работа. Мне бы хотелось закончить свою творческую работу на фрагменте из книги Дмитрия Сергеевича «И пробил час»: «Путь к раскаянию может быть долгим и трудным. Но как же украшает мужество признать свою вину — украшает и человека, и общество. Тревоги совести... Они подсказывают, учат; они помогают не нарушать этических норм, сохранять достоинство — достоинство нравственно живущего человека.

Библиографический список.

При изучении мной были использованы различные источники информации. Использовались следующие электронные ресурсы:

1) https://www.livelib.ru/author/164451/top-dmitrij-lihachev

2) http://www.agitclub.ru/gorby/glasnost/processlihacev.htm

3) https://www.livelib.ru/quote/42649704-mysli-o-zhizni-pisma

4) http://alexnn.trinitas.pro/files/2011/08/SLOVO-O-D.S.-LIHACHEVE

5) http://www.uchportfolio.ru/blogs/read/%3Fid%3D2005 6) http://citater.ru/author/2231/54

7) https://online-knigi.com

8) http://likhachev.lfond.spb.ru/monogr.htm 9) http://www.orthedu.ru/nev/9-06/biografia.htm

10) Книга «Мысли о жизни. Письма о добром» Д.С. Лихачёв 1

1) Письмо двадцать пятое. По велению совести

12) Письмо двадцать шестое. Учитесь учиться!

13) «И пробил час» Д.С. Лихачёв

Категория: Николаева Юлиана | Просмотров: 87 | Добавил: juliana | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Copyright MyCorp © 2020 uCoz